|
С. И. ЛЕВЧЕНКОВ
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ХИМИИ
Учебное пособие для студентов химфака РГУ
ДВЕНАДЦАТЬ КЛЮЧЕЙ ВАСИЛИЯ ВАЛЕНТИНА
Этот иллюстрированный алхимический трактат был впервые опубликован в 1599 г. в Эйслебене. В дальнейшем, этот текст перепечатывался неоднократно и со все более богатыми иллюстрациями. Наиболее искусные из них, выполненные по первоначальному сюжету, принадлежат известному в XVII в.
гравёру М. Мериану. Эта мистерия, состоящая из двенадцати сюжетных эмблем, разъясняющих Великое деяние, имела огромную славу среди адептов XVII в. Личность автора текста не установлена. Утверждали, что
Василий Валентин – бенедектинский монах, живший якобы в XV в.,
однако на самом деле его тексты более позднего происхождения. За этим псевдонимом мог скрываться ряд авторов. В качестве одного из них называют Иоганна Тёльде, солевара из Франкенштейна (Тюрингия). Он был известен как секретарь ордена Розенкрейцеров и жил на рубеже XVI-XVII вв.
|
ПЕРВЫЙ КЛЮЧ. Приготовление исходной материи для Великого деяния. Золото (король) очищают сурьмой (волк); серебро (королева)
– купеляцией со свинцом (старец).
|
|
ВТОРОЙ КЛЮЧ. На
рисунке изображен юноша Меркурий (ртуть),
объединяющий символы Солнца (золота) и
Луны (серебра). Жезлы с переплетенными
змеями – дополнительный символ
объединения, идущий от греческой
мифологии. Корона юноши говорит о том,
что он – сын короля, тогда, как крылья
определяют его как дух Ртути, присущий и
сыну и отцу. Фигуры, угрожающие его жизни,
символизируют необходимость чистоты
исходных ингредиентов, в чем – залог
успеха в соединении.
|
|
ТРЕТИЙ КЛЮЧ. «Петух пожирает лису, но затем,
погружённый в воду и подгоняемый огнем, в свою очередь, будет проглочен лисой». Так иносказательно трактует Василий Валентин процедуры растворения и выделения из раствора. Если второй ключ относится к одному
из алхимических начал – ртутному, то третий связывается с другим началом – серным (приготовление огненной серы).
|
|
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛЮЧ. Обычная алхимическая аллегория смерти, за которой следует
воскрешение. Кажется, что в алхимических процедурах материя исчезает, но на самом деле она существует и в дальнейших процедурах появляется, но уже в очищенном виде. Негаснущая свеча – символ
ещё неугасающей жизни. Текст говорит: «Вся плоть, которая вышла из земли, должна распасться и снова стать землей, которой она прежде была».
|
|
ПЯТЫЙ КЛЮЧ. Венера и Вулкан – два начала, которые должны объединиться и породить младенца Эроса. У уст Венеры –
чёрный сосуд, наполненный землей и пеплом и символизирующий сгорание. Этот сосуд является в виде
её дыхания, символизируя сублимацию Венеры в дух земли. Вулкан также находится в состоянии сублимации, о
чём свидетельствует его огненное дыхание.. Своими мехами он раздувает печь.
По Василию Валентину, необходимо последующее
затем соединение воспламенившегося воздуха и порошкообразной земли. Лев, угрожающий жизни младенца, символизирует трудность задачи. Сначала наше вещество должно быть тщательно очищено. Затем его нужно разложить и превратить в прах и пепел. Затем приготовьте из него летучий
дух, белый, как снег, и другой, красный, как кровь. ...Они и есть духи, сохраняющие и преумножающие жизнь.
|
|
ШЕСТОЙ КЛЮЧ. Союз короля и королевы, персонифицирующих химическую процедуру нагревания (может быть, сплавления) с отводом легколетучих
веществ и последующей их конденсацией. Строгое соблюдение пропорций исходных веществ – основной смысл
этой аллегории. «Здесь необходимо особое мастерство. Незыблемость и правильность соотношений – залог истинного состава».
|
|
СЕДЬМОЙ КЛЮЧ. Вода в окружении четырех времен года. Солнце – источник тепла, оплодотворяющего землю, – мир земель, или веществ; тепла, отпускаемого
неодинаково, – в зависимости от времени года.
|
|
ВОСЬМОЙ КЛЮЧ. Вновь тема смерти и воскресения: материя Великого деяния,
помещённая в термически закрытый сосуд – Философское Яйцо (символ Вселенной), умирает, чернея, дабы вновь ожить в сиянии белизны. Два лучника бьют в цель. Один попадает в центр мишени. Это истинный адепт. Лжеадепт попадает в «молоко».
|
|
ДЕВЯТЫЙ КЛЮЧ. Повреждённый свинец, долженствующий уступить место ртути мудрецов, на пятках которой птица Феникс, вдыхающая жизнь в камень философов. Именно он призван изменить природу свинца: «Да будет достигнут цвет славы короля-триумфатора». Три змеи,
заключённые в круг, обозначают три алхимических начала: ртуть, серу, соль.
|
|
ДЕСЯТЫЙ КЛЮЧ. В углах треугольника графические символы солнца, луны и ртути. Латинская надпись по сторонам треугольника – «Я
рождён мужчиной и женщиною вместе» – свидетельствует о мужеско-женской дихотомии, обозначающей ртуть-серный состав философского камня.
|
|
ОДИННАДЦАТЫЙ КЛЮЧ. Орфей, его бездетная жена Эвридика и
вооружённый позолоченный рыцарь. Влетевший в сон Орфея крылатый вестник сообщил Орфею: «Да будет взята твоя кровь с правой стороны твоего тела и кровь жены твоей с левой стороны
её тела. Смесь ваших кровей составит шар семи мудрецов. Жди из смеси сей дитя». «Яснее не скажешь»,– комментирует Василий Валентин.
|
|
ДВЕНАДЦАТЫЙ КЛЮЧ. Как получишь то, что искал, смешай его с золотом наивысшей пробы и очищенной сурьмою в соотношении один к трем, помести в плавильный горшок и мягко нагревай двенадцать часов. Когда же расплавится, грей
ещё три дня и три ночи. Одна часть полученной тинктуры обратит тысячу частей трансмутируемого металла в хорошее и прочное золото. Примерно так описывает Василий Валентин двенадцатую стадию – венец алхимического рукотворения.
|
Текст приводится по изданию:
Всеобщая история химии. Возникновение
и развитие химии с древнейших времен до
XVII века. – М.: Наука, 1980. 399 с.
В
начало страницы
|